С каждым годом возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих особые образовательные потребности. В дошкольном учреждении образовательная деятельность организуется с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Коррекционно-образовательная работа направлена на оказание квалифицированной помощи в освоении адаптированной образовательной Программы детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития и осуществляется в процессе взаимодействия педагогов ДОУ компенсирующего вида.
- Учитель-логопед: Коррекция звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Устранение недостатков слоговой структуры слова. Отработка новых лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи и речевого общения.
- Воспитатель: Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечение безопасности жизни детей, сохранения и укрепления их здоровья, эмоционального благополучия. Создание условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, поддержки детской инициативы. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (логопеда дефектолога, психолога и др.). Удовлетворение потребности детей в самовыражении в процессе организации различных видов деятельности. Реализация основной образовательной программы с учетом особенностей возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.
- Педагог- психолог: Проведение психологического обследования: изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Участие в составлении индивидуального коррекционно-образовательного маршрута детей. Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей. Реализация развивающих и психокоррекционных программ обучения с учетом индивидуальных половозрастных особенностей личности ребенка.
- Музыкальный руководитель: Развитие у детей музыкального и речевого слуха. Формирование вокально-слуховой координации: способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи. Формирование правильного фразового дыхания. Развитие силы и тембра голоса. Развитие танцевально-игрового творчества, формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
- Инструктор по физической культуре: Развитие мелкой и общей моторики детей, формирование физических качеств. Формирование правильного дыхания. Развитие координации движений, навыков ориентировки в пространстве. Обогащение двигательного опыта в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Проведение совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий с семьями воспитанников.
- Медицинский персонал: Участие в уточнении анамнеза ребенка. Направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов. Участие в назначенном специалистами лечения или профилактических мероприятий. Участие в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Выявление и изучение особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка (педагогический мониторинг) лежат в основе прогнозирования его развития, организации воспитания и обучения. В связи с этим особая роль отводится психолого - педагогическому сопровождению, позволяющему:
- выявить индивидуальные психофизические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
- спланировать коррекционные мероприятия на основе специальных коррекционных программ;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить специальные условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей (законных представителей) ребенка.
Обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики - основных (ключевых) характеристик развития личности:
- познавательная деятельность;
- речь;
- эмоционально-волевая сфера;
- личностное развитие.
Результаты мониторинга анализируются на ПМПк с участием всех специалистов и педагогов, работающих на каждой группе. Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПк) является формой взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ, объединяющихся для психолого – медико – педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ.
Важной составляющей сопровождения ребенка с ОВЗ является взаимодействие ДОУ и Центра диагностики и консультирования. Комплектование дошкольных групп компенсирующей направленности осуществляется на основе заключений специалистов ЦДиК (Центр диагностики и консультировании) г.Кировска: ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо пройти обследование и получить рекомендации, определяющие уровень интеллектуального развития с целью своевременного выявления особенностей в психофизическом развитии. Такой подход к комплектованию позволяет эффективно решать задачи по реализации образовательной Программы.
На этапе завершения дошкольного образования с целью выявления динамики развития и определения школьного маршрута проводится комплексное обследование детей специалистами ЦДиК, формируются рекомендации для детей и родителей по выбору школьной программы на основе реальных достижений ребенка с ОВЗ в условиях интенсивной педагогической коррекции.
Для получения психолого-педагогического сопровождения родители (законные представители) могут обратиться в ЦППМС «Центр диагностики и консультирования».
Наименование образовательной организации (Центра ППМС – помощи): Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования"
Местонахождение образовательной организации: 187340 Ленинградская область г. Кировск. Ул. Кирова д. 16/1
Контакты: 8 (813-62) 25-543
Сайт: cdikkirovsk.ru
Электронная почта: cdikkirovsk@mail.ru
ФИО руководителя образовательной организации (Центра ППМС–помощи): Гарголина Ольга Сергеевна